Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение                                                                                      

"Белоярская основная общеобразовательная школа"

  Красноярский край, Краснотуранский район,

село Белоярск, Улица Школьная   дом 7.                                                                                                                        

Учитель биологии Райхерт Галина Александровна

 

Стаж работы 27 лет. Образование высшее- педагогическое.

Окончила Хакасский педагогический государственный институт им. Н.Ф. Катанова в 2004году. Имеет первую квалификационную категорию.

 

 

 

   

 Методическая тема» :Формирование познавательных УУД

средствами Способа диалектического обучения на уроках биологии

 

 

В    структуре  метапредметных  результатов освоения основной  образовательной программы  выделены наряду с личностными и предметными результатами  универсальные учебные действия.

  Среди выделенных видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) ведущая роль принадлежит познавательным умениям, которые обеспечивают не только активность мышления, но и повышение умственных усилий, улучшения качества усвоения предметных знаний, умений и навыков в целом формируют мышление, память, речь и мотивация к процессу познания, целеустремленность и др.  Освоение технологии Способа диалектического обучения позволило организовать  работу по формированию познавательных УУД (1).

      Целью методической работы является: Осознание необходимости   применения на практике  освоенных   способов и приёмов  для достижения планируемых результатов  по формированию  познавательных  УУД .

Для реализации данной цели предполагается решение следующих задач:

1.    Обеспечить включение   приёмов формирования        познавательных УУД в технологическую карту урока.

2.    Освоить применение критериальной диагностики.

3.    Разработать  задания  для формирования познавательных УУД  и включить в  технологические карты урока.

4.     Сформировать у учащихся навыки   работы с  комплектом  карточек № 1-6, критериями оценки заданий.

5.    Разработать контролирующие материалы для оценки уровня сформированности  познавательных умений.

 

Овладение учащимися познавательными УУД происходит в процессе изучения разных учебных дисциплин, умения формируются посредством систематических упражнений, использования обобщенных способов освоения предметного содержания, что дает возможность учащимся применять их не только в привычных, но и в измененных условиях.

     Эффективным средством, позволяющим сформировать и развить познавательные УУД, является Способ диалектического обучения, основанный на диалектике идей, средств учебного труда.

     Логические умения играют ведущую роль среди всех видов УУД, т.к. они развивают способность познавать окружающий мир, усваивать содержание учебной дисциплины, овладевать учебными умениями. Развитие логических действий связано с освоением учащимися логических законов, операций и приемов, которыми невозможно овладеть без предметного содержания. (1)

Практика реализуется через фронтальную работу, индивидуальный труд, парную и групповую работу.

Применяются   технология СДО,  ИКТ-технология.

Методы обучения: словесные, наглядные и практические методы;

  Формы: индивидуальная, групповая самостоятельная работа обучающихся;  контроль и оценка знаний, умений и навыков;

  Работа  направлена на освоение  в первую очередь познавательных УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

 А также  личностных УУД:  формирование ответственного отношения к обучению,     регулятивных – самостоятельное определение цели, выдвижение версии решения проблемы, работа по плану;  

  коммуникативных  - самостоятельная организация учебного взаимодействия в группе (2).

Для того чтобы видеть продвижения каждого ученика, ведется мониторинг  предметных и метапредметных результатов, при помощи которых отслеживаются учебные достижения детей. В соответствии с требованиями ФГОС ООО для оценки достижений учащихся используются листы индивидуальных достижений учащихся по предмету. Листы разрабатываю на различный период обучения и по изучаемым темам. Ежегодно в каждом классе проводится промежуточная аттестация, которая позволяет увидеть освоение предмета за год.

Актуальность использования способа диалектического обучения в том, что он дает возможность получать новые знания не только при помощи наблюдения или опыта, а и при помощи размышления и рассуждения. Конечно же, новые знания не получаются из ничего, а выводятся из уже имеющихся. Элементарной частицей мысли является понятие. В логическом плане технологическим стержнем способа диалектического обучения является анализ понятий.

- Определять понятия

    Восстановить пропущенные элементы в определениях понятий:

А) Покрытосеменные, или …, растения – это растения, которые имеют … и … с семенами.

Пропущенные понятия: цветковые, цветок, плод

Б) Слоевище – это … многоклеточных … похоже на … .

Пропущенные понятия: тело, водорослей, пластину

- Классифицировать понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации понятий

 Установить соответствие между основаниями деления и видами понятий:

Основания деления:

1.    Группы растений.

2.    Назначение растений.

3.    Голосеменные растения.

А) Сосна, пихта;

В) Водоросли, мхи;

С) Пищевые, кормовые.

- Создавать обобщение

Построить логическую цепочку от единичного понятия до дальнего рода.

Кактус - …-…- растение

А также: устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.

      Современный дидактический инструментарий способствует  развитию учащихся,  может использоваться не только для закрепления изученного материала и контроля знаний, но и для расширенного воспроизводства знаний; способствует формированию инициативного специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию, а это одна из самых актуальных проблем современности.

В процессе обучения учащихся постоянно привлекаются к активной познавательной деятельности, предлагается самостоятельно решать проблемы, учатся быть настойчивыми в достижении цели, отстаивают свои взгляды, поэтому обучение является не только развивающим, но и воспитывающим.

      Реализация СДО в учебном процессе позволяет решить основную задачу, определенную ФГОС нового поколения, – повысить качество образования за счет формирования у учащихся УУД, достижения – предметных и метапредметных результатов, – индивидуального прогресса учащихся. (3)

 

  Методические материалы:

 

Технологическая карта урока на тему "Живой организм: строение и изучение."

 

Урок обобщения знаний (биология, 5 класс)

Тема: Живой организм: строение и изучение.

Цели урока:

1.    Образовательно – развивающие цели:

1.1.        Применение обучающимися опорных понятий: клетка, ядро, цитоплазма, наружная мембрана, хлоропласты, вещества, чистые вещества, смеси, простые и сложные вещества, неорганические и органические вещества.

1.2.        Развитие у обучаемых универсальных учебных действий:

- познавательных: анализ объектов с целью выделения признака (существенных и несущественных); подведение под понятие; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формулирование выводов;

- регулятивных: определение познавательной цели, самооценка результатов учебного труда;

- коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.3. Развитие у обучающихся специальных (предметных) умений: формулировать определение используемых на уроке биологических понятий,   

2. Воспитательные цели:

2.1 формирование у обучаемых мировоззрения на основе выявления философских категорий:

общее – особенное – единичное.

2.2. развитие личностных УУД: личностное самоопределение, объективная самооценка учебных достижение на уроке, нравственно – этическое оценивание действий одноклассников.

 

Раздаточный материал для обучающихся:

1.    Комплект карточек № 1-6.

 

 

Заявка на оценку:

«5» -

«4» -

«3» -

План урока обобщения знаний «Живой организм: строение и изучение»

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность обучающихся

1.    Оргмомент

1.1.

 

 

 

1.2.

 

 

 

 

 

Знакомство с заявкой на оценку:

«5» - 24 балла и более

«4» - 19 – 23 баллов

«3» - 13 – 18 баллов

Планирование оценки:

- Запланируйте, какую оценку вы хотите получить сегодня на уроке, и поставьте её на рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

Ставят на листах запланированную оценку.

1.3.

Объявление темы урока.

- Тема урока «Живой организм: строение и изучение» (обобщение знаний)

 

 

 

1.4.

 

Определение целей урока.

 

По 1 баллу за каждую версию цели

 

Цель урока – повторить строение живых организмов.

Цель урока – вспомнить признаки живых организмов.

Цель урока – химический состав клетки.

Цель урока – какие бывают вещества.

2.    Работа по теме урока

2.1.

1 задание. Разделить понятия на группы:

1.солнце

2.вода

3.дерево

4.воздух

5.медведь

6.ромашка

Проверяем  (Слайд)

1.Инд.труд

2.Простая кооперация

На какие группы разделили понятия?

Каким словом (понятием) можно объединить группу с цифрами 3,5,6

Как доказать, что все эти организмы живые?

2 балла (за правильные ответы в каждой группе по 1 баллу)

 

 

 

 

 

 

1 балл за полный ответ

Неживые 1,2,4

Живые 3,5,6

 

 

 

 

 

 

Проверяют

 

 

 

Группу с цифрами 3,5,6 объединили понятием живые организмы

Все эти организмы обладают общими признаками: питание, дыхание, размножение, обмен веществ, движение,

2.2.

Задание 2. Какие науки изучают живые организмы?

 

 

 

 

 

Задание 3.

Перед вами лежат карточки, сейчас мы с вами попробуем поработать с карточкой № 1 (вопрос - понятие).

Сформулируйте понятие науки при помощи карточки  и дайте полный ответ на этот вопрос.

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

1 балл за правильно составленный вопрос

1 балл за правильный ответ

Живые организмы изучают такие науки, как: ботаника, зоология, анатомия, микология, цитология, орнитология и др. (каждую науку прикрепляют на доску)

 

1.    Что называется зоологией?

(Зоологией называется наука о животных или наука изучающая животных)

2.    Что такое ботаника? (Ботаника – это наука о растениях)и т.д.

2.3.

Задание 4.

Назовите виды организмов по количеству клеток?

1 балл

По количеству клеток организмы бывают одноклеточные и многоклеточные.

 

Задание 5.

Что такое  клетка?

1 балл

Клетка – это мельчайшая часть организма, выполняющая все жизненно необходимые функции.

2.4.

Задание 6.

Назовите структурные компоненты клетки

(Слайд)

1 балл

Наружная мембрана

Цитоплазма

Ядро

2.5.

7 задание

Виды клеток

Органоиды клетки

1.    Клетки крови

А. Ядро

2.    Клетки кожи

Б. Цитоплазма

3.    Нервная клетка

В. Наружная мембрана

4.    Клетки листа

Г. Хромосомы

. Сравните животную и растительную клетки. Определите структурные компоненты каждой клетки. Найдите общие и отличительные признаки.

Инд.труд

Сложная  кооперация (обсуждают по 3 человека: 1,2 и 3,4)

Выступление от групп

Слайд

Всего 7 баллов (без ошибок)

1-    1 балл

2-    2 балла

3-    2 балла

4-    2 балла

Если одна ошибка , то в 2,3,4 – по 1 баллу

 

 

 

1 БВ

2 АБВ

3 АБВ

4 АБВГ

 

Слайд

 

 Растительная и животная клетка имеют такие структурные элементы как: цитоплазма и наружная мембрана.

Клетки растительного происхождения имеют хлоропласты.

 

Мы повторили с вами, что всё, что нас окружает  - это тела живой и неживой природы, а  из чего  состоят тела? Давайте вспомним,  какие есть вещества? Для этого выполните следующее задание.

 

Тела состоят из веществ.

2.6.

9 задание.   Допишите противоположные понятия.

Органические вещества –

Простые –

Чистые –

Инд.труд.

Фронтальная проверка

(Слайд)

2 балла

Органические вещества – неорганические вещества

Простые – сложные

Чистые - смеси

 

 

2.7.

10 задание.

Дополните схему «Вещества»

Схема располагается на доске, у детей в рабочих листах.

ж                    Вещества            с

                                                                       вода, FeS

г       т                         п

           н            о        O, S, Fe

                      вода             белки

                      мин.соли             жиры

                                                   углеводы

                                                  нукл.кислоты

Инд.труд

Простая кооперация

Фронтальная проверка

Выступает 1 из пары по одной категории веществ.

Самооценка

8 баллов

ж                    Вещества            с

                                                                       вода, FeS

г       т                         п

           н            о        O, S, Fe

                      вода             белки

                      мин.соли             жиры

                                                   углеводы

                                                  нукл.кислоты

2.8.

Задание 11.

По какому признаку разделили виды веществ?

На неорганические и органические?

 

 

Простые и сложные?

 

 

По 2 балла

 

 

 Неорганические и органические вещества разделили по происхождению.

Простые и сложные вещества разделили  по составу.

Третья группа веществ разделена по агрегатному состоянию.

 

Задание 12.

Каждое вещество имеет свою структуру.

Вернемся к карточке №1. Сформулируйте вопросы - понятия к понятиям:  простое вещество и сложное вещество.

По 1 баллу, за правильный вопрос и ответ

Что представляет собой простое вещество?

Простое вещество представляет собой вещество, состоящее из атомов одного вида.

Что такое простое вещество?

Простое вещество – это вещество в состав, которого входят атомы одного вида.

Что называют сложным веществом? Сложным веществом называется вещество, образованное атомами разных видов.

2.9.

Задание 13.

Используя  понятия схемы, подведите  под философскую категорию:

 общее – особенное – единичное

Например:

вещество – органическое вещество - белки

2 бала за категорию

вещество – органическое вещество -жиры

вещество – неорганическое вещество - вода

вещество – простое вещество - кислород

3.

Возвращаемся к заявке на оценку. Подсчитайте количество баллов. У кого совпала оценка с запланированной? У кого не совпала? Почему?

 

Подсчитывают баллы, комментируют

3.1

Итак, сегодня на уроке мы вспомнили и повторили:

Какой вывод мы может сделать по сегодняшнему уроку?

 

тела живой и неживой природы, какие науки изучают живую природу, что такое клетка, состав живой клетки, что такое вещества, какие виды веществ, приводят единичные примеры

 

Урок окончен. Приятно было с вами работать. Всем спасибо за урок.

 

 


 

 

Технологическая карта урока на тему " Корень

Учитель: Райхерт Галина Александровна, МБОУ «Белоярская ООШ»

Предмет: Биология 6 класс

Тема урока: Корень

Заявка на оценку:

«5» - 15 баллов и более

«4» - 12 – 14 баллов

«3» - 8 - 11 баллов

 

Цель: изучить строение и функции корня, виды корней и корневых систем, зоны корня и видоизменения корней.

Задачи:

Образовательные: формирование понятий – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневая системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня, зоны корня; знакомство с особенностями строения и функциями корня, строением и образованием корневых систем.

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с биологическими терминами, учебником; развитие творческого и экологического мышления, монологической речи; развитие умений исследовать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательные: формирование информационной культуры, культуры общения и рефлексивных качеств личности; формирование коммуникативной компетентности.

Планируемые результаты:

 

Предметные: знание особенностей строения корня в связи с выполняемыми функциями, видов корней и типов корневых систем; умение различать на таблицах и рисунках виды корней, типы корневых систем и зоны корня, знание особенностей строения и функций каждой зоны корня, знание особенностей строения растительных тканей, входящих в состав корня.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, применение полученных знаний в практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные: понимание сложности строения корня и корневых систем на основании знаний о выполняемых ими функциях, понимание причин возникновения видоизменений корней на основании знаний о функциях, которые они выполняют.

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Применяемые технологии:

-КСО (работа в парах, группах)

-технология проблемного обучения

-элементы исследовательской технологии

- способы диалектического обучения

-здоровьесберегающие.

Формы организации учебной деятельности.

Работа в группах,  в парах, фронтальная беседа, лабораторная работа, работа с учебником, текстом, рисунками, рефлексия.

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Критерии оценки

Время

Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание, перед вами лежат рабочие листы. Сделайте заявку на оценку. Сегодня мы работаем с ними, а не в тетрадях. В течение урока вы заполняете листы, а в конце урока сдаёте мне на проверку.

 

 

 

 

Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная работа

Прежде чем мы перейдем к новой теме, немного вспомним.

- Что называется органом?

-Какие органы растения вы знаете?

- Что представляет собой побег?

 

 

 

- Орган – это часть тела, выполняющая определенные функции.

- Побег (листья, почки, стебель, цветок, плод, семя), корень.

 

3 минут

Подготовка к работе на основном этапе

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

   А потом цветов нам стало жалко,

              Снова в землю посадили их.

            Только ничего не получается:

           От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

 Без корней расти и жить не станут!

              Как ни тонок, неприметен

              Под землёю корешок,

           Но не может, жить на свете Без него любой цветок!                           (В. Жак )

-         Почему незабудки повяли, хотя были посажены в землю?

Ребята, о каком органе идёт речь в стихотворении? (Без чего растения не смогут жить?)

Ребята, какова будет тема урока?

Задание.  сформулировать вопросы к теме урока, которые станут целью урока

- Что бы вы хотели выяснить про корень? (учитель записывает на доске план урока): (слайд)

1. Что называется корнем?

2. Каковы функции корня?

3. Каковы виды корней

4. Что представляет собой внутреннее строение корня?

- Обратите внимание на наш план. Как бы сформулировали тему урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы детей:

- сорвали; повредили корней; корень оставили в земле и др.

 

(Ответ: о корне растений.)

Версии   Корень

 

- Определяют задачи урока:

1. что такое корень?

2. Каковы свойства и виды корней?

Каким образом корень отличается от побега?

3. Что такое корневые системы?

 

-Формулируют тему урока «Корень. Корневые системы» Записывают в рабочих листах тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все версии ответов по 1 баллу

 

5 минут

Усвоение новых знаний и способов действий

-Давайте попытаемся сформулировать что называется корнем на основании тех знаний, которые вы имеете

Выслушать версии и вывести определение понятия.

Фронтальная работа

 Корень - это вегетативный  орган растения, с помощью которого растения укрепляются в почве, проводят воду и минеральные соли. (Слайд)

Функции корня: - водоснабжение и минеральное питание («насос»)

                             - опора

                      - отложение веществ («склад»)

1 балла

 

 

 

2 минуты

Первичная проверка понимания изученного

- Получается, что корень – это жизненно-важный орган, который выполняет множество важных функций. И для выполнения всех этих функций существует несколько видов корней. Давайте их рассмотрим.

- Узнав, какие виды корней существуют, возник вопрос – откуда они развиваются.

Рассмотрим рисунок на стр.36 «Виды корней »

Какие существуют виды корней, попытаемся выявить каким образом боковые корни отличаются от придаточных.

 Сделать вывод.

Если боковые корни растут от главного корня, то придаточные растут от стебля

Фронтальная работа

- рассматривают рисунок в учебнике

 

- Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида корней: главный, боковой и придаточный.

Если боковые корни растут от главного корня, то придаточные растут от стебля

 

 1 балл

 

 

Контроль знаний и способов действия

- Мы выяснили, что корней у растения много. Многочисленные разветвления корня  образуют корневую систему.

- Различают два типа корневых систем:

Давайте рассмотрим рисунок.

Чем отличаются эти корневые системы?

Какое основание деления?

Чтобы закрепить свои знания о типах корневых систем, мы выполним практическую работу.

Рассмотреть виды корневых систем,

Рассмотреть виды корневых систем,

разделить на группы

 

1. Какие типы корневых систем различают?

2.В каком случае можно назвать корневую систему – стержневой, в каком – мочковатой?

3. Рассмотрев типы корневых систем по какому признаку поделились?

 

Обсуждение: Класс делиться на группы. Каждая группа пробует разделить растения на две группы по корневым системам (мочковатую и стержневую на выбор)

 

а)Инд.труд

б) Простая кооперация: объединившись в группы, обсудить типы корневых систем и какие растения к ним относятся.

в) Сложная кооперация – выступление групп. Возражения, дополнения. Обсуждение ошибок. Формулирование вопросов-суждений, ответы которые могут доказать правильность выполнения задания.

Как доказать, что овес имеет мочковатую корневую систему, а фасоль – стержневую корневую систему?

- Записывают: Многочисленные разветвления корня  образуют корневую систему

(Слайд), или стр.36, рис.

Основание деления по наличию ярко выраженного главного корня.

Если ярко выражен главный корень, то корневая система – стержневая. Если много

одинаковых корней, то корневая система – мочковатая.

 

 

 

 

1.Различают 2 типа корневых систем – стержневая и мочковатая.

2.Сранивая мочковатую корневую систему со стержневой, можно сказать, что у стержневой корневой системы ярко выражен главный корень, а у мочковатой не выражен главный корень.

3.Типы корневых систем поделились по наличию ярко выраженному главному корню.

- Выполняют лабораторную работу согласно инструкции.

- Обсуждают результаты

 

Дети объединяются в группы.

1 и 3 группы проверяют стержневую корневую систему

2 группа мочковатую корневую систему

Выступают (Слайд с ответами, открываются по очереди каждая строка)

Если у растения ярко выражен главный корень, значит коневая система стержневая.

У овса не ярко выражен главный корень. Следовательно у овса мочковатая корневая система

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 баллов

 

 

 

 

 

8 минут (выполнение работы)

2 минуты (проверка, обсуждение)

 

Внутреннее строение корня.

Лабораторная работа

1.Рассмотрите корешок фасоли невооруженным глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корня корневой чехлик.

2.Обратите внимания, чем характеризуется часть корня выше корневого чехлика и зоны роста. Найдите выросты в виде пушка. Прочитайте по учебнику, какое они имеют строение и значение?

 (Учитель предлагает прочитать текст учебника на с. 38 и рассмотреть рисунок на стр. 38-39 «Продольный срез корня» начать заполнять таблицу «Особенности строения корня растения» в рабочей тетради (стр.26, задание 41)

а)Инд.труд

б) Простая кооперация: объединившись в группы, выполнить лабораторную работу.

в) Сложная кооперация – выступление групп. Возражения, дополнения. Обсуждение ошибок. Формулирование вопросов-суждений, ответы которые могут доказать правильность выполнения задания.

Фронтальная проверка. Оценка. Самопроверка

 

 

 

 

Выполняют лабораторную работу. Читают и рассматривают рисунок в учебнике.

Начинают заполнять таблицу.

 

 

 

 

Проверка

 (Слайд с ответами, открываются по очереди каждая строка)

 

 

 

 

 

Заполнение таблицы – 5 баллов (строчка 1 балл)

10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 минуты

Коррекция знаний и способов действия

Давайте вспомним:

1.Что такое корень?

2.Какие существуют виды корней?

3.Что представляют собой боковые корни?

4.Что представляют собой придаточные корни?

5.Что называют стержневой корневой системой?

6.Что называют мочковатой корневой системой?

Если останется время:

Соотнесите рисунок с зонами корня. О какой зоне корня идет речь? (Слайд с рисунками: наперсток, насос, труба, деревья или человечки разного роста и т.д)

 

 

 

Подведение итогов

Подсчитываем свои баллы. Сверим с заявкой на оценку. У кого 4 поднимите руки, 5. Молодцы!

 

 

 

Домашняя работа

Прочитать стр.36-38, рассмотреть рисунок на стр.37, заполнить в рабочей тетради задание 42, стр.27.

Ответить на вопрос: Почему некоторые растения имеют видоизменённые корни?

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карточка

       Лабораторная работа «Корневые системы»

                 Вопросы и задания.

1.     Рассмотрите корневые системы пшеницы и фасоли.

2.     Найдите в корневой системе ржи придаточные и боковые корни. Можно ли найти в ней главный корень?

3.     Как называется корневая система пшеницы? Зарисуйте и надпишите её части.

4.     Найдите главный корень  в корневой системе фасоли.

5.     Зарисуйте корневую систему фасоли. Надпишите ее части.                                               

Как называется такой тип корневой системы

 

 

 

Типы корневых систем

 

     1) Овёс

 

А) стержневая корневая система

2,3,5,6,8

    2)Ярутка полевая

 

         3)Одуванчик

 

  4)Мятлик

 

В) мочковатая корневая система

1,4,7

5)Кукуруза

 

  6) Фиалка трёхцветная

 

  7)Пшеница

 

  8)Цикорий

 

 

 

Зоны корня

Зоны корня

Особенности строения

Значение для растений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Викторина "Знаешь ли ты грибы?"

    Викторина по биологии

    Презентация к уроку по теме "Грибы" 

     Презентация урока по теме "Корень"

            Грамоты и сертификаты

 

 
Дата последнего обновления страницы 21.03.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»